Nike: от первых кроссовок до мирового господства! История успеха. Часть 1

История Бренда Nike

tg_image_1971844903.jpeg Как в сказке все началось с мечты - безумной идеи 24-летнего парня из Орегона изменить жизнь и оставить след в истории. Фил Найт, молодой выпускник, взял у отца пару сотен долларов взаймы, рискнул — и совершил переворот в мире спортивной обуви.

Основатели бренда

tg_image_42272348.jpeg Да да, был не только Фил Найт. Создатели Nike познакомились в 1957 году в Университете штата Орегон. Билл Бауэрман — тренер по легкой атлетике, и первокурсник Фил Найт — бегун на среднюю дистанцию. Тогда еще никто не знал, что это станет началом целой спортивной империи. Билл Бауэрман воспитал большое количество олимпийских чемпионов из числа студентов университета, уделяя большое внимание их всестороннему развитию, а не только физическим тренировкам.

tg_image_3962113020.jpeg Фил Найт специально поступил в Орегонский университет, чтобы попасть в команду к легендарному тренеру. Билл Бауэрман научил молодого спортсмена не зацикливаться на результате и совершенствовать свои командные навыки. После университета Фил поступил в Стэнфорд, защитил курсовую работу на тему «Перспективы развития производства в Японии». Фил проникся идеей сотрудничества с японскими производителями. Он понял, что экспорт недорогих кроссовок в США может стать хорошей альтернативой дорогой обуви для профессиональных спортсменов. В то время обычные дешевые кроссовки были неудобными и громоздким. Начинающий предприниматель решил изменить ситуацию и составить конкуренцию брендам из Германии – Adidas был в этом числе.

Билл Бауэрман был новатором и стремился усовершенствовать все вокруг, включая спортивную обувь и экипировку. Для своих учеников он создавал более легкую обувь. Тренер воспевал дух соперничества и умение работать в команде — принципы, которые позже легли в основу корпоративной культуры бренда Nike.

Главные даты зарождения бренда

В 1962 году Фил отправился в Японию , заключил контракт на импорт кроссовок Tiger в США. Найт ходу придумал название компании, которую представляет - Blue Ribbon Sports.

1963 год - первая партия кроссовок в количестве 300 штук поступила на продажу. В качестве склада Найт использовал прачечную своих родителей.

1964 год - Фил приглашает к сотрудничеству Билла Бауэрмана на условиях полноправного партнера.

Тренер и его бывший ученик вкладывают по 500 долларов на общее дело. Бизнес строится на личных контактах — Билл и Фил продают первую партию кроссовок знакомым спортсменам, тренерам, рассказывая о преимущества легкой и удобной обуви. На перепродаже 300 пар они заработали около 8 000 долларов!

Первый штатный сотрудник

Через год компания начинает расширятся. Некогда бывший соперник Фила по университетским забегам Джефф Джонсон становится первым штатным работником «Blue Ribbon Sports».

На своем фургоне он ездит на соревнования по легкой атлетике и продает кроссовки Tiger спортсменам. Джефф принес бесценную информацию для создания будущей рыночной стратегии Nike. Продавая кроссовки он попутно расспрашивает легкоатлетов , какую обувь они хотели бы покупать.

tg_image_3673526379.jpeg

Джефф Джонсон стал и автором названия. Однажды ему приснилась древнегреческая богиня победы, Ника, стремительная форма её крыльев была идеальным рисунком для спортивной обуви. В честь которой партнеры решили назвать свои кроссовки.

В 1966 году предприниматели сняли помещение в Санта-Монике, служившее одновременно мастерской и магазином. Здесь, в цехе Blue Ribbon Sports, увидели свет первые кроссовки Nike. Это были беговые «марафонцы» с нейлоновым верхом. Это была смелая идея — прочие кроссовки шились из кожи, нейлоновый верх сделал обувь для бегунов легче и долговечнее.

К 1969 году дела бренда идут вверх, в компании трудились 20 человек, несколько розничных магазинов и около 1 миллиона долларов оборот.

Эта нота станет заключительной в сегодняшнем рассказе, во второй части мы расскажем о первых успехах и неудачах компании и «воздухе» который стал революцией в мире кроссовок!